Позиционные группы

1. Модернизатор
2. Модификатор
3. Критик
4. Единоличник
5. Стабилизатор
6. Конформист
7. Скептик
8. Законопослушник
9. Компанеец
10. Карьерист
11. Обыватель
12. Уклонист
13. Конъюнктурщик
14. Критикан
15. Манипулятор
16. Демагог

Краткое описание
позиционных групп

Стандартное описание каждой позиционной группы занимает 3-5 страниц текста. В нем приводятся все основные характеристики группы и входящих в нее подгрупп, а особенности наиболее близких групп сравниваются между собой. Ниже приведены весьма сжатые характеристики всех 16 групп, но в них выделена самая суть, «ядро» позиции человека и сделан акцент на его способностях к управлению.

1. Модернизатор

Лучше других понимает необходимость упорядочивания общественной жизни и считает развитие залогом стабильности. Он за нормы и необходимые предписания, но способность самостоятельно мыслить позволяет ему отличать то правильное, что существует в обществе, на производстве и т.п. от неправильного, давно отжившего, требующего улучшения. Поэтому он стремится модернизировать (привести в соответствие с веяниями времени) то, что мешает людям жить и работать, т.е. старается сделать жизнь вокруг лучше, правильнее, современнее. Обычно Модернизатор - это лидер, подвижник по духу.

Он готов отвечать не только за себя, но и за других. Не боится высказывать и отстаивать свои взгляды даже там, где приходится идти наперекор большинству или выглядеть не вписывающимся в привычные схемы «умником». Как правило, обладает целостным и устойчивым мировоззрением, более адекватными, чем у многих других, представлениями. Он уверен, что его новаторство и инициатива отвечают интересам дела, поэтому так активно распространяет свои представления о правильности на других людей, формирует из них единомышленников и умеет повести за собой. Но вместе с тем Модернизатор фиксирован рамками своего понимания правильности, т.е. зависит от личной правды. Это мешает ему воспринимать чужую правильность и зачастую приводит к конфликтам на «идеологической» почве, особенно при работе в команде со столь же самостоятельно мыслящими людьми.

2. Модификатор

Считает необходимым обеспечивать, в первую очередь, устойчивость сложившейся системы и нерушимость признанных авторитетов. Сам он при этом уже выделяется из общей массы своими идеями и готов доносить до окружающих собственные представления о правильности, а вот развенчивать «общеизвестные истины» или идти наперекор мнению большинства пока не собирается. Он как бы свободно выбирает быть зависимым, и такое противоречивое сочетание держит Модификатора в напряжении и делает его менее устойчивым к давлению чужих мнений.

Самостоятельность своего мышления он направляет на привнесение в жизнь различных видоизменений - модификаций, (от лат. modificatio - установление меры), которые улучшают форму, но не затрагивают сути явлений. Он активно воздействует на общество таким образом, чтобы непременно сохранить все самое лучшее из известного, хоть это «лучшее» может противоречить одно другому и даже быть тормозом для развития. Его руководством к действию нередко становится не просто своя правильность (или личная правда, как у Модернизатора), а согласованная правильность. Ведь он не намерен впрямую ломать устоявшийся образ мыслей окружающих и убеждать их в своей правоте, значит, его мысли и взгляды должны стать созвучными взглядам других. Все эти особенности позволяют назвать Модификатора «лояльным лидером», и неслучайно именно Модификаторы составляют большинство в так называемой Директорской группе.

3. Критик

Будучи надежным сам, умеет требовать от окружающих выполнения принятых обязательств, т.е. готов активными действиями поддерживать социальные нормы. Вместе с тем он не стремится привести эти нормы в соответствие со своими, уже более продвинутыми представлениями. Критик считает, что для изменения ситуации достаточно всего лишь указать на неправильности. Вот почему он всегда готов критиковать, если видит недостатки в сложившейся системе, ошибки или несоответствия в действиях окружающих, но обычно не берется переубеждать их, сплачивать вокруг своих идей и вести за собой.

Критик не зависит от одобрения большинства, может подвергнуть сомнению любые авторитеты, хотя правильный взгляд на вещи он формулирует лишь для «внутреннего пользования», а не для того, чтобы сделать его общепринятым. Критику свойственно стремление соригинальничать, поспорить и утвердить свое мнение, доказать свою независимость от стереотипов и расхожих истин. Но он мало заботится о том, получит ли он поддержку окружающих, будут ли действенны и востребованы его идеи. Его способности к управлению несомненны, особенно если не требовать от него слепого копирования и безоговорочного подчинения. Но в ситуациях, где нужна самостоятельность, инициатива, умение убеждать других, Критик часто выглядит человеком нерешительным, колеблющимся, либо своевольным и не желающим ни за что отвечать, главное для которого - непременно остаться при своем.

4. Единоличник

Рассчитывает только на себя и без особой необходимости старается не связывать себя обязательствами. Хотя сам он - человек ответственный, но за других отвечать не готов, т.е. является индивидуально сознательным, а этого недостаточно для хорошего руководителя. Способен мыслить нестандартно, самостоятельно, не оглядываясь на авторитеты и мнение большинства. Единоличник открыто отстаивает свое право и право других людей на независимость и самобытный взгляд на вещи, занимая по отношению к обществу обособленную позицию. И какими бы интересными и полезными ни были идеи Единоличника, главное в них то, что они всегда остаются его собственным, личным «достоянием», демонстрируют его непохожесть на других, продуктивность его образа мыслей.

Обычно он стремится встроиться в жизнь таким образом, чтобы реализовать свой творческий потенциал, полагая, что каждый человек в отдельности (единолично) должен заботиться о том, что считает правильным для себя и других. Единоличник предпочитает искать в своем окружении людей со сходным мировоззрением, а не ломать чужие представления или согласовывать их ради каких-то общих целей. Ему проще «пользоваться» тем, что он сумеет найти для себя наиболее подходящим (перспективная работа, интересные для полноценного общения люди и пр.), но при этом он вряд ли возьмется что-то серьезно изменять вокруг. Поэтому его отношение к жизни можно обозначить как своеобразное «сознательное потребительство».

5. Стабилизатор

Считает себя «активным элементом системы», где значимость отдельно взятого человека определяется местом, которое он в системе занимает. Поэтому ответственный и надежный Стабилизатор лоялен к тем, кто обладает авторитетом, властью, имеет поддержку большинства. Сам он стремится поддерживать систему в стабильном состоянии, поэтому действует консервативно, и при необходимости развития предпочитает двигаться только проторенными путями. Как требовательный руководитель он активно добивается от других, чтобы они действовали по заведенному распорядку, а вот правильность такого порядка бывает для Стабилизатора не самым главным - куда важнее, что он дает свой эффект и одобрен большинством.

Стабилизатор ориентируется на авторитеты, предпочитает мыслить общепринятыми категориями и свои взгляды всегда сверяет со взглядами окружающих. Его знания базируются в основном на памяти и обучении: он обычно внимателен к основам, склонен запоминать формулировки и точные определения, руководствуясь скорее буквой, чем духом понятия. Он может быть великолепным эрудитом, иметь основательную профессиональную подготовку, но любую неизвестную ситуацию он стремится подгонять под один из множества известных, а значит, в чем-то стереотипных вариантов. Его опыт придает ему реальную убедительность и силу, готовность и умение вести за собой других, но тот же опыт делает его негибким в ситуациях неопределенности и отсутствия известных, отработанных решений.

6. Конформист

Сознательно относится к соблюдению общественных норм и договоренностей, а самостоятельность мышления противоречиво сочетается у него с зависимостью от авторитетов и от мнения большинства. Все это заставляет Конформиста гибко подстраиваться под те условия, в которых ему приходится существовать. Он не берет на себя ответственность за изменение установившегося порядка и предпочитает лишь приспосабливаться к нему сам, всякий раз принимая требуемую форму (от англ. conform - сообразовывать, приспосабливать, подчиняться). Более того, он даже активно убеждает других людей, что это и есть единственно правильный подход.

Однако, он не готов требовать от окружающих быть такими же сознательными и ответственными, как он сам, так же искать согласия с другими и идти на компромиссы. Его индивидуализм не позволяет ему навязывать другим какие-то нормы и стандарты поведения, поскольку он уважает право каждого на свободный выбор. Конформист редко чувствует себя «крайним»: в его неудачах бывают «виноваты» обстоятельства, недобросовестность других людей и т.п. Поэтому его отношение к жизни является неким «сознательным потребительством», когда человек избегает целенаправленно воздействовать на свое окружение и довольствуется тем, что предоставляет ему общество (начальство, коллеги и пр.), под чьи требования Конформист сам подстроит и свои интересы, и свои ожидания. Но именно эти особенности характеризуют его как слабого управленца, независимо от доверенного ему поста.

7. Скептик

Отличается индивидуальной сознательностью, не зависит от авторитетов, стереотипов и от мнения большинства. Ответственный подход к жизни делает для него очевидным любое проявление безответственности других людей, любое проявление несправедливости, предвзятости, чьих-то ошибок или неправоты. Но Скептик не берется сам за изменение ситуации и не готов активно воздействовать на окружающих, поэтому у него постепенно создается ощущение собственного бессилия и складывается уверенность, что ничего вокруг изменить нельзя. Все это заставляет его относиться критически-недоверчиво, с крайним сомнением, т.е. скептически (от гр. skeptomai - сомневаюсь), как к собственной роли в общественной жизни, так и к «попыткам» других людей улучшить положение дел.

Скептик больше озабочен тем, чтобы самому сформировать правильные взгляды, и считает, что другие люди сами должны понимать, что правильно, а что - нет. Он предпочитает оставаться при всех своих сомнениях и не подвергать их пристальному вниманию окружающих в открытом диалоге. Поэтому в ситуациях, где требуется сплотить людей для какого-то дела, развеять их колебания и повести к нужным целям, он действует крайне нерешительно, отстраненно и безынициативно, не стремится убеждать и воодушевлять других. Скептик здесь будет склонен порассуждать, например, о сложностях, которые уже предвидит, о неготовности людей к таким задачам и прочих трудностях, тем самым проявляя себя как слабого руководителя.

8. Законопослушник

Сознательно подчиняет свои интересы интересам общества, считая их гораздо более значимыми, чем интересы отдельно взятого индивида. Обычно он воспринимает себя «маленьким винтиком в большом и слаженном механизме» и твердо уверен, что общество держится на таких людях, как он. Главным качеством любого человека считает личное законопослушание и готовность ответственно выполнять то, что положено каждому на его месте. В своем поведении старается «не высовываться», действовать обезличенно и того же самого ожидает от окружающих. Но быть требовательным к другим и отвечать за их действия Законопослушник не готов: в этом его способности к управлению существенно ограничены.

Он зависит от авторитетов, ориентирован на господствующие в обществе стандарты и стереотипы и, как правило, не подвергает сомнению взгляды людей, умудренных жизнью, более опытных и знающих, чем он сам. Поэтому его позиция становится послушной, соглашательской, подчиненной разнообразным нормам и ограничениям, которые налагают на него окружающие и общество в целом. Он хорошо понимает, что кто-то должен обеспечивать согласованную работу общественного «механизма», что люди нуждаются и в организаторах, и в лидерах, но себя в подобной роли не мыслит. Самое большее, на что обычно решается Законопослушник, это давать советы, предъявлять окружающим претензии и ждать, что кто-то другой будет заставлять их действовать ответственно и в общих интересах.

9. Компанеец

Придерживается потребительской жизненной позиции, но из-за свойственного ему соглашательства открыто декларировать такое отношение к жизни не готов. Компанеец нуждается в поддержке окружающих, чтобы «оправдывать» свою позицию сходной позицией других людей. С этой целью он нередко собирает компанию людей с такими же, как у него, интересами, в которой постепенно вырабатывается и своя общность, и свои особые нормы поведения. Этих норм он придерживается сам и активно требует того же от остальных. Интерес, который движет такими компаньонами, направлен на удовлетворение потребностей каждого из них, например, совместная рыбалка, клуб театралов или партия любителей пива, а время, проведенное в компании - это основное, ради чего они вынуждены работать и подчиняться требованиям общества.

Компанеец, по сути, является коллективным потребителем, живущим в параллельном, узко ограниченном мирке: активность в компании у него сочетается с пассивностью в обществе, изменить которое он не в состоянии. Он никому не навязывает свои взгляды, напротив, старается везде производить впечатление «своего человека», т.е. поддерживать взгляды и требования тех лиц (или социальных групп), от одобрения которых зависит его собственное благополучие. Как управленец он слаб: решения принимает, руководствуясь личными мотивами, а не интересами дела, подвержен влиянию мнений других людей и не стремится контролировать ситуацию, предпочитая неформальную среду общения в коллективе.

10. Карьерист

Отличается своекорыстием, считает сферу личных интересов и потребностей приоритетной для себя. Полагая, что открыто противостоять требованиям общества и изменять его в нужную сторону ему все равно не под силу, он предпочитает решать лишь собственные задачи. А само общество он воспринимает как состоящее из конкретных личностей, справиться с которыми по отдельности бывает не очень сложно. Так Карьерист уходит от формального давления социальных норм и старается найти (или создать себе) такие условия существования, в которых он сможет жить по собственным правилам, используя принципы разнообразных социальных иерархий для своей выгоды.

С этой целью он стремится занимать такие места, которые позволяют ему действовать все более свободно, активно и при этом «подгребать все под себя», насаждать свой порядок. Поднимаясь со ступеньки на ступеньку, делая карьеру, такой человек обзаводится нужными связями, а по мере укрепления своего положения начинает устанавливать и распространять свои правила игры, особые принципы и нормы поведения - словом, создает свой мир, в котором всё работает на удовлетворение его растущих потребностей и амбиций. Карьерист делит людей на вышестоящих и подчиненных: к первым он неизменно лоялен и вынужден действовать по их законам, а от вторых требует неукоснительного соблюдения собственных правил, сам же вынужден постоянно «разрываться» между теми и другими.

11. Обыватель

Характеризуется социальной незрелостью, неспособностью осознанно нести ответственность за порученное дело, нежеланием отвечать за других. Многообразие общественных отношений он воспринимает через призму силового воздействия - сила закона и обстоятельств, сила должности и авторитета, сила ума и знания. Поэтому по отношению к обществу, силу которого лично он не может преодолеть, Обыватель ощущает себя в подчинённом положении маленького человека, а обстоятельствам может противопоставить только собственную силу или силу места, которое занимает. Неслучайно его позиция характеризуется нулем степеней свободы: у человека здесь как бы нет выбора. И если для него все решается «простым соотношением» сил, то ему нет смысла отвечать за происходящее. Поэтому в плане способностей к управлению Обыватель - наиболее слабая группа.

Зависимость от удовлетворения своих потребностей и желаний, а также убежденность в том, что обычный человек ничего не способен изменить в мире, концентрирует все его внимание на сфере личного потребления. Общественные стереотипы успеха навязывают ему стремление к материальному благополучию, а собственная пассивная позиция заставляет надеяться, что все необходимые блага ему дадут сильные мира сего, которым он будет вынужден служить. Он нередко видит смысл жизни только в том, чтобы окружить себя бытом, обеспечить себе комфортное существование и быть «не хуже других», т.е. становится обывателем.

12. Уклонист

Занимает потребительскую жизненную позицию, личные интересы ставит выше интересов других людей и не готов сознательно соблюдать нормы и требования, навязываемые ему обществом. Уклонисту свойственно использовать оригинальность своего мышления для усиления собственной самодостаточности, индивидуализма и личной защищенности - тем самым он отстаивает свое право иметь особый взгляд на вещи и обходить некоторые социальные ограничения. Он не зависит от авторитетов, от мнения большинства и оценок окружающих, и именно это позволяет ему пассивно, но достаточно успешно уклоняться от формального давления общества. Там, где «обычные» люди берут силой занимаемой должности, он берет силой своего ума, способностью критично оценивать ситуацию, сильные и слабые стороны людей, с которыми сталкивается, умением находить нестандартные решения многих вопросов и не упускать при этом своей выгоды.

Уклонист, как правило, не привлекает к себе ненужного внимания, избегает в открытую противопоставлять свои интересы интересам других людей и не тратит сил на отстаивание своей позиции или на сопротивление «обществу в целом». Он не стремится к активным действиям, наоборот, предпочитает действовать более пассивно, осторожно и как бы исподволь. При этом он всегда умело использует расположение к себе отдельных людей, от которых зависит его собственное благополучие и безопасность, либо выставляет в нужном свете слабости и ошибки тех, кто мешает ему спокойно жить.

13. Конъюнктурщик

Стремится быть не таким как все и выделяться из общей массы. При этом он ориентирован на удовлетворение личных потребностей, пусть даже в ущерб интересам окружающих. Присущую ему самостоятельность мышления направляет на усиление своей самодостаточности и нередко обосновывает свое право «жить для себя» при помощи своеобразной «философии». В своем уходе от давления общества действует активно, гибко, даже творчески, легко идет на различные компромиссы и умело использует создавшуюся обстановку: любые благоприятные для себя факторы, любой поворот событий, любое стечение обстоятельств - словом, сложившуюся на текущий момент конъюнктуру (от лат. conjugatio - связь, сочетание, соединение).

Чтобы получить более широкие возможности или извлечь наибольшую для себя выгоду, он готов отстаивать свои взгляды перед окружающими и убеждать их, что в самой природе человека - не проходить мимо того, что само плывет в руки. Здесь своекорыстие Конъюнктурщика становится не просто изобретательным, но еще и «обоснованным»: оно подкрепляется опорой на тщательно отобранные авторитеты, на взгляды и опыт достойных доверия людей и другими «неопровержимыми фактами» из общественной жизни. При этом Конъюнктурщик нередко производит впечатление беспринципности, т.к. в зависимости от сложившейся ситуации и своих сиюминутных интересов он может придерживаться очень разных взглядов и сегодня демонстрировать свое согласие с тем, что еще вчера отрицал.

14. Критикан

Считает наиболее приоритетными собственные потребности и интересы, но в то же время хочет заручиться «поддержкой» окружающих, чтобы не выглядеть идущим против всех. Именно поэтому он активно распространяет на других разнообразные «альтернативные» нормы, которые объединяют людей в их потребительских интересах и тем самым выводят из-под давления общества. Но Критикан еще не готов столь же активно убеждать окружающих в правильности своих представлений о свободе человека жить, как ему хочется. Напротив, он становится весьма нерешительным и осторожным, если бывает нужно открыто утверждать в обществе собственную позицию, действовать самостоятельно и конструктивно.

Оригинальность своего мышления Критикан направляет на реализацию, в первую очередь, своекорыстных целей. Поэтому он не столько выступает с разумной критикой существующего положения дел, сколько начинает придирчиво выискивать во всем недостатки, просчеты и огрехи - словом, подчеркивать негативные стороны как в сложившихся традициях, так и в любых начинаниях. Ведь делать это куда «безопаснее», чем подвергать пристальному вниманию окружающих собственные взгляды и предложения. В итоге сам он ничего не дает взамен критикуемого, но своими действиями разрушает то, что еще считается работоспособным и полезным, т.е. по сути - критиканствует. И нередко ему кажется, что тем самым он поднимает собственную значимость в глазах окружающих.

15. Манипулятор

Критичность и самостоятельность своего мышления направляет на усиление своей самодостаточности. Своекорыстие Манипулятора изобретательно и индивидуалистично: он не нуждается ни в чьем одобрении, а его мировоззрение бывает весьма самобытным и зачастую представляет собой целую «философию от потребительства». С ее помощью он не только защищается от давления общественного мнения, но и обосновывает свое отношение к жизни, оправдывает для себя необходимость следования сугубо личным целям. А при необходимости легко убеждает других в допустимости и даже в «полезности» подобной позиции.

Манипулятор не зависит ни от мнения большинства, ни от оценок окружающих, поэтому может действовать довольно смело, но только если это принесет пользу лично ему. Он не станет намеренно провоцировать других неблаговидностью своих замыслов, наоборот, он тщательно замаскирует их, снабдит ссылками на специально отобранные авторитеты, подкрепит убедительными доводами. Он не побоится быть самостоятельным и не похожим на других, он будет импровизировать, активно работать с любыми благоприятными факторами текущей ситуации, умело играть на личных интересах, амбициях и зависимостях людей, манипулировать их сознанием, дозируя или искажая информацию. Он применяет свои знания, смётку и житейскую логику для того, чтобы добиваться от окружающих нужных действий, а фактически - просто использовать людей в своих целях.

16. Демагог

Всю свою активность, лидерские качества, критичность и самостоятельность мышления направляет на достижение своекорыстных целей и удовлетворение личных амбиций. Для этого он вовлекает в общую деятельность других людей (греч. demos - народ и agogos - ведущий), спекулируя на их интересах, склонностях, а также на их зависимостях и предрассудках. Таким способом он активно формирует среду, которая позволяет ему максимально расширять свое влияние, пропагандировать свои идеи и насаждать свой порядок. Демагогу бывает мало сделать завидную карьеру, удачно вписавшись в уже существующую систему: он нередко стремится еще и переделать мир в соответствии со своими идеями, чтобы непременно «оставить свой след» и даже снискать славу.

Хорошо понимая, как остро он нуждается в поддержке окружающих, Демагог стремится создать себе популярность и некий благопристойный имидж. Он готов это делать и не вполне чистоплотными средствами: воздействовать на чувства и слабости людей, манипулировать их сознанием, т.е. намеренно искажать, подтасовывать и односторонне истолковывать факты. Если ему удается собрать вокруг себя «единомышленников» и «сподвижников», то он будет умело использовать многие коллективистские приемы (своеобразные нормы и внутригрупповые правила взаимодействия) для того, чтобы надежнее сплотить их. Более того, Демагог попытается создать видимость равновесия своих личных целей с общими, либо убедит окружающих, что их сотрудничество является «взаимовыгодным».

Позиционная модель личности в обществе

Позиция - это самоопреде­ление человека по отношению к окружающему миру, обществу, в котором он живет. Если взять разных людей и рассмотреть, как они соотносят себя с обществом, то все возможные позиции, которые они занимают, можно уложить на одном отрезке. Один конец этого отрезка (назовем его полюсом) будет обозначаться эгоцентризм, противоположный - нормо­центризм (см. модель). Если теперь перпендикулярно этому отрезку построить еще один и уложить на нем все позиции разных людей по отношению к общепринятым представле­ниям, то на одном полюсе окажется социоцентризм, на другом - эгоизм.

Взаимное расположение отрезков таково, что помимо указанных полюсов можно выделить еще 4 синтетических полюса, каждый из которых обобщает свойства тех полюсов, между которыми он лежит.

Поскольку эгоизм и нормоцентризм характеризуют свободу человека, то полюс, который лежит между ними, называется активность - продиктованные свободным выбором действия, направ­ленные на изменение среды существования. Эгоцентризм и социоцентризм харак­теризуют зависимости чело­века, поэтому полюс, который лежит между ними, называется реактивность - вынужденное реагирование на обстоятельства, которые воспринимаются как непре­одолимая сила.

Полюс между эгоцент­ризмом и эгоизмом назы­вается самоидентификация, смысл которой заключается в том, что для оценки правильности собственных решений и действий человек не нуждается во мнениях других людей, а руковод­ствуется внутренними крите­риями и ценностями. Полюс между социоцентризмом и нормоцентризмом называется социоидентификация и означает, что правильность собственных решений и действий человек сверяет с реакциями и оценками других людей.

На Позиционной модели личности в обществе показано взаимное расположение всех 8 полюсов. Пространство между этими полюсами называется позиционным: оно включает в себя все возможные варианты само­определения человека по отношению к обществу. И если в этом пространстве расположить 16 позиционных групп, о которых говорилось выше, каждая из них займет совершенно определенное место.

Как уже говорилось, каждая группа обладает определенным набором ключевых свойств. Для определения этих свойств достаточно рассмотреть расположение группы отно­сительно отрезков, соеди­няющих полюса. Каждый отрезок делит позиционное пространство пополам, и все группы, попадающие в одну половину, характеризуются одним свойством, в другую - противоположным. Название соответствующей половине дает полюс, перпенди­кулярный отрезку. Скажем, если рассмотреть на модели горизонтальный отрезок, то для всех групп выше него характерно такое свойство, как активность, а для всех, что ниже, - реактивность.

Если известна группа, то модель и подробное описание шкал позволяют дать исчерпывающую позиционную характеристику любому человеку. Так, например, люди, попадающие в группу «Модификатор», обладают следующими ключевыми свойствами: нормоцентризм, эгоизм, активность и социоидентификация. Это означает, что они ориен­тированы на поддержание стабильности, ответственно относятся к выполнению договоренностей и активно требуют того же от окружающих, т.е. сознательны и надежны - на них можно положиться в любом деле. При принятии решений эти люди действуют самостоятельно, но зависят при этом от общепринятых представлений, что заставляет их часто идти на компромиссы.

Каждая группа на модели имеет собственную пикто­грамму, номер и образное название. Пиктограмма отображает характерное для группы сочетание зависи­мостей и свобод. Номер группы - это ее место в проранжированной последо­вательности, где ранжиро­вание проведено по принципу "что хорошо, а что плохо для системы управления". А название подобрано так, чтобы вызывать у любого человека ассоциации, наибо­лее адекватные ключевым характеристикам группы.