Ступени обогащения

Памятка руководителя

Обогащение деятельности – это приучение человека к пока несвойственным ему самостоятельным надежным действиям. Управленец последовательно осваивает четыре ступени обогащающих действий, различающихся глубиной своего воздействия.

I СТУПЕНЬ – ОЦЕНОЧНАЯ. Осуществляется управленцем без непосредственного взаимодействия с сотрудником. Управленец ограничивается Трехфакторной оценкой надежности (ТОН) сотрудника по каждому эпизоду исполнения тем своих разовых обязательств или постоянных обязанностей. При этом в Досье надежности заполняются блоки полей ЗАДАЧА, НЕДОСТАТКИ, ТОН от управленца.

Оценка по шкале организованности (входящей в состав ТОН) показывает сотруднику степень удовлетворенности управленца его действиями (в т.ч. наличие срыва или недолжного исполнения), а оценки по шкалам вовлеченности и действенности – видение причин такого положения дел. В результате для сотрудника проявляется зона ближайшего развития и задаются ориентиры его последующих действий. Тогда в соответствии со Стандартом действенности он либо руководствуется заданными ориентирами, либо, в случае несогласия с оценкой, предлагает и согласует с управленцем новые ориентиры.

Первая ступень применяется в начале освоения управленцем способов обогащения, либо, в крайнем случае, в адрес самостоятельных представителей внешних организаций, влиять на деятельность которых крайне сложно.

II СТУПЕНЬ – ОПЕРАТИВНАЯ. Осуществляется управленцем так же без непосредственного взаимодействия с сотрудником, но наряду с оценкой надежности, управленец сам проектирует и предлагает ему конкретные улучшения, предотвращающие повторение выявленных недостатков. Проектирование улучшений должно обеспечивать их долговременность. Как правило, это сводится выработке постоянных процедур и схем действий в производстве, управленческом взаимодействии и самостоятельном преодолении сотрудниками возникающих преград. В блок полей УЛУЧШЕНИЯ досье надежности фиксируется результат или ссылка на соответствующие регламенты и положения.

Вторая ступень является обязательным минимумом в работе с сотрудниками предприятия.

III СТУПЕНЬ – ПРОЦЕДУРНАЯ. Осуществляется в тесном взаимодействии с сотрудником. Управленец сначала получает отчет (факт совершения и форма которого фиксируется в поле ОТЧЕТ) и самооценку надежности сотрудника (поле само-ТОН), а затем выявляет и фиксирует недостатки исполнения и объяснения-оправдания (блок полей НЕДОСТАТКИ), выставляет свою оценку (поле ТОН от управленца), добивается от сотрудника, по возможности, самостоятельного проектирования улучшений и фиксирует его обязательства (блок полей УЛУЧШЕНИЯ). При этом используется отработанная Процедура обогащения, которая предписана Стандартом действенности и состоит из пяти последовательных шагов: 1) к ответу, 2) к сотрудничеству, 3) к осознанию проблемы, 4) к способу решения, 5) к обязательствам.

Третья ступень является оптимальной в работе с сотрудниками предприятия.

IV СТУПЕНЬ – ГЛУБИННАЯ. Осуществляется так же в тесном взаимодействии с применением Системы 5П, суть которой, исключение возможности бездействия – глубинной причины любых недостатков. Сотрудник выводится из проблемного ступора – перестает прикрываться неразрешимыми проблемами и вынуждается преодолевать преграды. Выделяется 5 преград – 1) помеха, 2) трудность, 3) препятствие, 4) субъективная проблема, 5) объективная проблема – преодоление каждой из которых требует совершенно конкретных и доступных действий.

Владение четвертой ступенью дает гарантированный результат, но требуется она только в случаях устойчивого проявления сотрудником безответственности и нежелания прикладывать усилия к устранению недостатков.