к предыдущей части текста

Практическая реализация Позиционного Метода в сфере управления

Управление второго порядка – это не просто красивая идея. Благодаря Позиционному Методу такое понятие, как способности к управлению, наполняется сугубо конкретным содержанием, а позиционная теория управления позволяет органично увязать это содержание с существующими представлениями. Фактически, можно говорить о появлении в сфере управления принципиально новой высокой управленческой технологии, которая доведена до такого уровня практической реализации, что становится совершенно доступной руководителю любого масштаба.

Базовым в Позиционном Методе является понятие позиция, обозначающее достигнутый человеком уровень духовного развития, а его способности к управлению напрямую вытекают из того, какую позицию занимает человек. Поэтому прежде, чем приступать к реализации управления второго порядка, необходимо тщательно рассмотреть, что представляет собой позиция человека и как она связана с его управленческими способностями.

Отношение: зависимость или свобода

Разобраться с тем, что такое позиция, можно через понятие отношение. Когда человек сталкивается с каким-то явлением, другим человеком, символом, да с чем угодно (назовем это предметом отношения), он вырабатывает отношение к тому, с чем столкнулся. Содержательно это выглядит так, что человек соотносит себя с этим предметом, прикладывает свои способности, свои возможности к свойствам предмета отношения, соизмеряет с этими свойствами свои намерения, а если в качестве предмета выступает другой человек, то пытается понять и оценить его намерения в свой адрес. Короче, производится всесторонняя оценка ситуации предполагаемого взаимодействия с этим предметом. В результате человек принимает решение о том, что он сам может делать по отношению к этому предмету и чего ему следует ожидать в ответ.

Отношение – это связь человека с предметом отношения. Связь эта может быть осознанной или подсознательной, очень прочной или эфемерной, наполненной содержанием или едва оформившейся. В любом случае она содержит в себе диапазон возможных действий человека, направленных на предмет отношения, а также ожидания по поводу возможного воздействия этого предмета на самого человека.

Причина, по которой человек вырабатывает отношение ко всему, с чем сталкивается, проста: ему нужно знать, как себя вести при тех или иных обстоятельствах, в каких случаях действовать активно, наступательно, а в каких пассивно подчиняться, уступать. Когда человек соотносит себя с кем-либо или чем-либо, он решает главную задачу – зависим он или свободен. Зависимость означает, что человек оценил свои возможности по отношению к предмету как незначительные, а вот возможное воздействие предмета на себя как непреодолимое. Фактически, он лишен какого бы то ни было выбора. И наоборот, свобода - это такая оценка своих возможностей, которая позволяет человеку активно воздействовать на предмет, менять его свойства. В этом случае он действует так, как хочет действовать, невзирая на обстоятельства и их давление.

Адекватность вырабатываемого отношения определяется адекватностью восприятия человека, поэтому очевидно, что при реальном, а не предполагаемом взаимодействии с предметом отношение неизбежно будет изменяться. Если раньше человек предполагал, то теперь он на своем опыте знает, каковы реальные свойства этого предмета. Из этого следует один важный вывод: чем больше человек действует, тем адекватнее становится его восприятие, тем адекватнее он соотносит себя с различными явлениями, тем более свободным он себя осознает.

Второй – еще более важный – вывод заключается в том, что в момент выработки отношения только от самого человека зависит, как он будет относиться к чему-либо или кому-либо, это и есть та самая свобода воли. А вот уже после выработки отношения он зависит не от обстоятельств, а только от собственных представлений. Вот почему так важно постоянно пересматривать свое отношение: по сути именно к этому сводится духовное развитие. В качестве примера уместно вспомнить восточные единоборства, где победа человека в схватке определяется не силой его мышц, а силой духа. Здесь слабый телом побеждает более сильного противника за счет изменения собственного отношения как к своим возможностям, так и к силе соперника.

Позиция как результат самоопределения

Отношение всегда предметно, достаточно конкретно и напрямую связано с восприятием, т.е. оно единично по своей сути. Но вокруг человека множество людей, предметов, явлений, понятий – всего того, что можно назвать Действительностью, пространством, в котором человек действует в широком смысле этого слова. И чтобы успешно существовать в этом пространстве, человек вынужден определяться, как он соотносит себя с этой Действительностью. Для этого каждый человек вырабатывает собственное мировоззрение, в котором пытается увязать для себя множество разнородных явлений в единую картину мира, при этом самым важным для него является ответ на вопрос: “Что есть Я по отношению к Действительности, и что есть Действительность по отношению ко мне?”. Ответ на этот вопрос по сути и является Позицией человека. Иначе говоря, Позиция – это результат самоопределения человека по отношению к Действительности.

Позиция начинает формироваться в тот момент, когда человек делает первую попытку взаимодействия с внешним миром. Сначала он вырабатывает отношение к чему-то, потом пробует действовать, добивается успеха или терпит неудачу, на основании чего делает выводы и корректирует свое отношение. Из множества отношений, из множества выводов у него начинает складываться какая-то достаточно целостная картина, в которой он позиционирует себя по отношению к миру. Если его предыдущие попытки заканчивались удачно, то человек делает вывод, что способен и далее действовать столь же успешно, что теперь весь мир у его ног, стоит только захотеть. И наоборот, при частых неудачах человек делает вывод, что ни на что не способен повлиять, что самое благоразумное – подчиниться обстоятельствам. Очевидно, что Позиция в этих случаях будет разная.

Первый контакт с внешним миром приходится на детство, поэтому огромную роль в формировании позиции играет окружение ребенка, в первую очередь, родители – люди, вводящие его в мир. Они могут поощрять активность ребенка, поддерживать его в неудачах, разъяснять ему сделанные им ошибки. Либо, наоборот, постоянно одергивать его, чтобы не высовывался, шикать, если он делает что-то по-своему, высмеивать его промахи. По мере роста человек расширяет границы своей действительности. В начале жизни он контактирует с ограниченным количеством предметов и узким кругом людей. Постепенно круг этот расширяется: семья, друзья и знакомые, детский сад, школа и институт, общество. И на каждом шаге человек вынужден самоопределяться, на каждом шаге должен занимать определенную позицию. При этом его позиция либо каждый раз остается прежней, либо по каким-то причинам начинает меняться, т.е. человек развивается духовно.

Для полноты картины следует отметить, что когда человек выстраивает свое мировоззрение, только от него зависит масштабность его взгляда. И здесь нужно различать субъективную действительность как пространство всех возможных действий конкретного человека и Действительность в целом как пространство возможных действий Человека вообще. Соответственно, различается позиция как самоопределение конкретного человека по отношению к ограниченному кругу предметов и Позиция как самоопределение этого человека к Действительности в целом. Остается добавить, что если рассматривать Действительность в целом, то Человек позиционируется по отношению к ней в качестве Творца: «Обладаю ли Я свободой воли? Могу ли что-то изменить в мире? Как соотносится моя свобода воли со свободой воли всех остальных?». В этом случае Позиционный Метод выделяет семь Позиций, занимая каждую из которых, Человек проходит путь от эгоцентричного индивида до Бога. А те изменения, которые он производит вокруг себя, в конечном итоге выливаются в духовное развитие Общества в целом, которое сегодня находится всего лишь на второй Позиции.

Как бы голословно это ни звучало, но Позиционный Метод объективен. Поэтому он неизбежно изменит общественное сознание, существенным образом преобразует общественную практику. Это произойдет не сразу, постепенно. А пока задача ставится гораздо проще – как можно шире продемонстрировать общественности действенность Метода. Именно для этого он направлен, прежде всего, на решение сугубо практической задачи – повышение эффективности управления. И в этом плане, поскольку подавляющее большинство людей ограничивает свое мировоззрение рамками общества, вполне достаточно рассматривать субъективную действительность человека и его позицию по отношению к ограниченному кругу предметов, т.е. рассматривать духовное развитие личности в обществе: “Что есть Я по отношению к обществу? Что есть общество по отношению ко мне? Могу ли я что-то изменить в обществе или вынужден подчиняться мнению большинства?”.

Позиция личности в обществе

Человек - это индивид, «обреченный» на общественное существование: он еще только родился, а общество уже начинает регламентировать его существование. Чтобы выжить, ему достаточно удовлетворять свои потребности, но процесс удовлетворения так или иначе связан с другими людьми. Вот почему человек всегда вынужден соотносить себя, свои потребности и желания с окружающими людьми.

Когда человек самодостаточен, озабочен исключительно удовлетворением своего хочу и смотрит на все вокруг только через призму своих желаний, его отношение к окружающему миру можно охарактеризовать как эгоцентризм: «Есть мое Я в центре мира и ничего, кроме моего Я, а все остальное – лишь средства для удовлетворения моего хочу или помехи на пути к получению удовольствия». Такой человек занимает самую низшую ступень духовного развития – позицию Силы. Это означает, что он не считается с другими людьми и берет свое в одностороннем порядке, применяя для этого силу в широком смысле слова. А что еще ему остается делать, если другой человек, интересы которого затронуты в этот момент, начинает сопротивляться? Впрочем, если тот сильнее, приходится подчиняться, потому что человек на позиции Силы понимает только язык силы.

Общество для такого человека неизбежно выступает в качестве непреодолимой силы, т.е. по отношению к нему, человек вынужден занимать подчиненную, зависимую позицию. Но в любом человеке всегда присутствует стремление к самореализации, поэтому вполне объяснимо желание такого человека сохранить хоть какое-то подобие свободы.

Способ, который выбирает для этого одна часть людей, заключается в пассивном уходе от давления общества. Осознание невозможности что-либо изменить в окружающей действительности побуждает такого человека создавать свой иллюзорный внутренний мир, где он, естественно, волен делать, что хочет. Практически, это уход в мир потребления: человек как бы замыкается в ограниченных рамках собственных удовольствий и переживаний. Ему ни до чего нет дела, его интересует только свое хочу, от которого он, будучи не в силах отказать себе ни в чем, начинает зависеть. А поскольку Я такого человека в сравнении с обществом ничтожно мало, он позиционирует себя по отношению к обществу как маленького человека, от которого практически ничего не зависит. Более точно его позицию можно назвать пассивной позицией Силы.

Другая часть людей в этой ситуации не хочет смиряться со своим зависимым положением и начинает активно избегать давления общества, противопоставляться ему. Человек осознает, что общество состоит из людей и именно через них осуществляет свое давление. Он понимает, что эти люди действуют по каким-то законам, руководствуются какими-то представлениями, имеют достоинства и недостатки – одним словом, уязвимы. Это понимание побуждает такого человека развивать самостоятельность мышления и за счет этого достаточно легко уходить от формального давления в каждой конкретной ситуации, используя для этого уязвимость конкретных людей.

Активная позиция выставляет такого человека на суд общественности. В этой ситуации он вынужден как-то оправдывать свой эгоцентризм в глазах окружающих. Именно с этой целью он старается обосновать свою зависимость от хочу, подводит под это целую философскую базу. Позиция такого человека характеризуется как активная позиция Силы.

Воздействуя на индивидов, общество заинтересовано сформировать в них сознательность. Именно об этом говорится: “Бытие определяет сознание”. Сознание – это совместное знание о том, что когда интересы людей пересекаются, нужно ориентироваться не на свое хочу, а руководствоваться общепринятыми нормами, действовать так, как надо.

Формированию сознания способствуют два фактора: расширение границ потребления и, как это ни странно, то же самое хочу. Сталкиваясь с интересами других людей, получая от них в каких-то случаях поощрения, а в каких-то – реакции неодобрения, человек начинает осознавать, что потребительская жизненная позиция не одобряется в обществе, а отдельные деяния и вовсе преследуются и наказываются по закону. Именно в этот момент у такого человека появляется стремление к стабильному существованию в обществе, и он в своей деятельности начинает руководствоваться соображениями личной безопасности. Он хочет жить, не только получая удовольствия, но еще и спокойно.

Теперь он отчетливо осознает, что когда его хочу пересекается с надо, ему гораздо выгоднее действовать в соответствии с нормами, потому что это позволяет ему не опасаться за последствия своих деяний. “Пока я действую в рамках дозволенного, я – в безопасности. И наоборот, выход за рамки общепринятых норм чреват последствиями, опасен для меня”. Фактически, выполнение нормы для такого человека становится приоритетнее, чем удовлетворение своего хочу, т.е. он освобождается от прежней зависимости. Именно поэтому в центре его осознания находится уже не собственное Я, а эта норма, и теперь это – нормоцентризм: человек перестает быть индивидом, отделенным от всех завесой собственных потребностей, и становится полноправным членом общества, коллективистом. Позиция, на которую он перешел, называется позицией Логики, потому что теперь в своей деятельности он сознательно руководствуется логикой общественного сосуществования.

Очень важным аспектом нормоцентризма является осознание человеком того, что на его личную безопасность могут повлиять действия других людей. Он осознает, что его стабильность находится под угрозой, если окружающие люди выходят за рамки общепринятого. Именно поэтому прямым интересом этого человека является стремление оказывать на окружающих активное стабилизирующее воздействие, удерживать их в рамках норм.

Итак, на позиции Логики человек выходит за рамки своих потребностей и в ситуации выбора между хочу и надо способен действовать свободно. Но логика общественного сосуществования заставляет человека самоопределиться по отношению к общепринятым представлениям, занять определенную позицию по отношению к тому, что считается правильным.

Желание жить стабильно, забота о собственной безопасности вынуждают человека принимать без критики то, что поддерживается большинством. Ведь он сознательно пошел на то, чтобы действовать, как все, зачем же теперь подвергать сомнению истинность общепринятых представлений? И теперь он воспринимает интересы социума выше интересов отдельно взятого члена общества, т.е. относится к ним, как к непреодолимой силе, зависит от них. Вспомним Маяковского: «Единица – ноль, единица – вздор. Голос единицы тоньше писка». Это называется социоцентризм: «Общество хочет, чтобы все думали одинаково. Разве этому можно противостоять?»

Логика общественного сосуществования является развивающим фактором для индивида и дает ему возможность освободиться от зависимости от своего хочу, стать коллективистом. И в то же самое время эта логика ставит коллективиста в зависимость от общепринятых представлений. Т.е. нормоцентризм и социоцентризм – это две стороны позиции Логики, это свобода и зависимость человека, занимающего эту позицию.

Общественное сознание – это внешнее знание для индивида. Авторитетное, непререкаемое, поддерживаемое большинством. Для человека на позиции Логики правильным является все, что одобрено большинством, подкреплено опытом многих других. Причем собственно правильность его даже не интересует: довольно распространено явление, когда человек точно знает, что действует неправильно, но оправдывает себя рассуждением типа «так действуют все».

Однако в этой ситуации какая-то часть людей не желает находиться в зависимости от мнения большинства, не хочет быть, как все. При этом закономерно возникают ситуации, когда знания, приобретенные такими людьми, входят в противоречие с общепринятыми. В этом случае человек постоянно встает перед выбором: ориентироваться ему на всех, т.е. руководствоваться логикой общественного сосуществования, или принимать решение наперекор большинству, т.е. руководствоваться собственными критериями.

Стремление к независимости, желание быть не таким, как все, предопределяют исход этого выбора: такой человек освобождается от логики общественного сосуществования и начинают мыслить самостоятельно. Главное в самостоятельности мышления – критерий правильности находится внутри человека. Такой человек не нуждается ни в одобрении других, ни в их согласии. В принятии решений он руководствуется своими внутренними знаниями, которые составляют основу его мировоззрения и выстраданы им на собственном опыте. Вот почему позиция, которую занимают такие люди, называется позицией Знания.

У человека на позиции Знания отношение к окружающей действительности характеризуется как эгоизм: “Все, что происходит вокруг, преломляется через мое Я, соотносится с моим мировоззрением, с моими собственными критериями правильности. И я свою правильность готов нести другим людям”. Благодаря такому отношению он становится личностью, активность которой направлена на то, чтобы изменить общественное сознание, сделать его более правильным.

Таким образом, вырабатывая свое отношение к окружающему миру, люди позиционируют себя по отношению к обществу тремя разными способами.

В конечном итоге Позиционный Метод со всей очевидностью показывает, что занимая разные по-зиции, люди кардинально отличаются друг от друга, потому что по-разному относятся к себе, к своим возможностям что-то изменить в жизни, по-разному воспринимают происходящее с ними и по-разному действуют в различных обстоятельствах. Сказанное в полной мере относится и к сфере управления.

Позиции и способности к управлению

Управленческая деятельность – это всегда деятельность на благо других людей, в интересах производства, общества. Управленец не принадлежит себе: работа требует от него постоянной самоотдачи. Вот почему главное, что отличает управленца от обычного человека, – это независимость от своего хочу, т.е. способность сознательно поступаться собственными интересами ради интересов дела. При этом сознательность должна быть не индивидуальной, а коллективной, потому что управленец должен отвечать не столько за свои действия, сколько за действия других людей, т.е. быть еще и нормоцентристом.

Из этого следует, что человек на позиции Силы не способен быть управленцем, потому что не способен брать на себя ответственность. Такой способностью начинает обладать лишь человек на позиции Логики. Нормоцентризм – минимальное необходимое условие для отделения людей, способных к управленческой деятельности, от неспособных. Именно это свойство делает человека ответственным и надежным.

Особенность управленческой деятельности заключается в том, что управленцу часто приходится решать задачи со многими неизвестными. Одно дело – ответственно исполнять чьи-то указания, совсем другое – принимать решения самостоятельно. Ответственный исполнитель способен действовать лишь в рамках того, что он знает, т.е. достаточно фиксировано, догматично. И если у такого управленца нет конкретных знаний, как действовать в подобной ситуации, он окажется неспособным принять правильное решение. Вот почему способность действовать самостоятельно, не зависеть от общепринятых представлений, авторитетов, догм и стереотипов существенно отличает одних управленцев от других.

Независимость от социоцентризма, т.е. логики общественного сосуществования – достаточное условие для выделения самых способных управленцев среди всех остальных, поскольку у них появляется независимое мышление. Нестандартное, опирающееся на внутренние критерии правильности, основанное на логике собственного мировоззрения. И если в дополнение к этому у человека высокий уровень эгоизма, то можно говорить о способности к лидерству. Такой способностью обладает человек на позиции Знания.

Тест «Позиция» - инструмент измерения позиции человека

Люди на разных позициях значительно отличаются друг от друга во всем: в восприятии ситуаций, в поведении, в способах принятия решений. Словами трудно передать, насколько принципиальна эта разница, потому что речь идет о совершенно новом явлении в общественной практике. Но можно просто указать на людей, занимающих разные позиции, и тогда разница станет очевидной. Особенно, если при этом отметить, на что именно следует обратить внимание. Дело в том, что именно позиция человека определяет его способности к управленческой деятельности. И самое ценное заключается в том, что позицию человека можно измерить и выразить в количественном виде.

Тест «Позиция», с помощью которого производится такая оценка, был сконструирован в соответствии с базовыми принципами Позиционного Метода. Первое применение теста для системной оценки управленческих способностей руководителей и специалистов состоялось в 1990 году. С тех пор протестировано свыше 4000 человек. При этом исследовались как управленческие способности отдельных лиц, так и управленческие системы самых различных организаций: промышленных предприятий, банков, страховых компаний, научных и творческих коллективов. Исследованию подверглись около 80 малых, средних и больших предприятий. Помимо этого тест был апробирован для диагностики учебных курсов в нескольких ВУЗах, и даже на одном из кораблей военного флота.

Все это время проводилось наблюдение за частью протестированных лиц в условиях реальной управленческой деятельности, изучались характерные для того или иного сочетания оценок особенности поведения конкретных людей в различных ситуациях, проводилась оценка действенности теста с привлечением независимых экспертов. Какая-то часть людей тестировалась несколько раз с интервалами от нескольких недель до года.

Результаты этого масштабного испытания неизменно подтверждали правильность как Позиционного Метода, так и позиционной теории управления. Руководители, применяющие тест в своей практике, утверждают, что чем дольше они пользуются информацией о людях, полученной с помощью теста “Позиция”, тем больше убеждаются в том, насколько это необычный и точный инструмент. Тест позволил им отчетливо увидеть в людях то, что ранее просто не различалось – позиции, которые они занимают, и ту разницу в их действиях, которая обусловлена этими разными позициями.

Оценка позиции базируется на том, что через совокупность отношений к различным явлениям определяется степень зависимости человека от внешних обстоятельств, а также уровень его готовности активно изменять эти обстоятельства. Фактически, человеку предъявляются высказывания, моделирующие отношения человека к различным обстоятельствам, как если бы он занимал при этом одну из позиций. Если человек соглашается с каким-то высказыванием, это означает, что позиция, которую он реально занимает, в данном конкретном отношении совпадает с предъявленной. В зависимости от количества совпадений можно уверенно судить об их случайности или закономерности, и если совпадения оказываются закономерными, произвести их количественную оценку.

Другими словами, тест «Позиция» позволяет оценить, насколько свойственны человеку эгоцентризм, нормоцентризм, социоцентризм и эгоизм. Это основные шкалы теста, именно по ним определяется позиция человека. На динамике изменения оценок по этим шкалам имеет смысл остановиться подробнее.

Шкала эгоцентризма

Характеризует степень самодостаточности человека. Высокая оценка по этой шкале говорит о том, что человек полностью зависит от своего хочу. От давления общества уходит в сферу личного потребления, а если и вынужден включаться в общественную жизнь, например, на производстве, то делает это либо из желания заработать средства для удовлетворения своих потребностей, либо из страха наказания. Для такого человека приоритет своих желаний превыше всего.

Снижение оценки означает, что человек начал осознавать, что потребительская жизненная позиция не одобряется обществом. Это осознание заставляет его подавлять свои потребительские наклонности перед значимыми людьми, старательно скрывать их, приспосабливаться к требованиям общества, нормам, существующим в нем. В этом случае можно сказать, что человек ведет двойную жизнь: снаружи он добропорядочный член общества, а внутри (и перед близкими людьми) – все еще потребитель.

Приближение оценки к середине шкалы указывает на то, что старательность становится нормой существования не только во внешних проявлениях, но и во внутреннем осознании. В момент перехода оценки через середину шкалы, происходит качественное изменение отношения человека к обществу: он начинает воспринимать общество не как внешнюю непреодолимую силу, а как необходимые обстоятельства собственного существования, в которые нужно успешно встраиваться. Именно в этот момент старательность превращается в сознательность.

Переход оценки в нижнюю часть шкалы говорит о появлении сознательности: человек с такой оценкой уже осознанно относится к надо, но сфера личного потребления все еще значима для него. Дальнейшее снижение оценки говорит о расширении сознания, т.е. о выходе человека из сферы личного потребления в сферу общественной жизни: интересы окружающих людей становятся для него столь же значимыми, как и собственные. Формирование сознательности, повышение ее устойчивости – это процесс превращения индивида в коллективиста.

Низкая оценка говорит о том, что человек перестал зависеть от своего хочу, и теперь у него окончательно сформировалось индивидуальное сознание, т.е. со своей стороны человек всегда готов действовать осознанно, придерживаясь общепринятых норм.

Шкала нормоцентризма

Характеризует готовность человека брать на себя ответственность за других людей, его активность в распространении того, что он считает нормами. По мере роста оценки меняются представления человека о том, как он должен действовать в обществе. Здесь при переходе через середину шкалы тоже происходит изменение качества, но смысл перехода заключается в том, что оценки, расположенные ниже середины, говорят о внутренней активности человека, а выше середины – о внешней.

Следует отметить, что основные шкалы теста всегда рассматриваются попарно: первая - со второй, третья - в паре с четвертой. Первая шкала в паре характеризует степень зависимости, вторая – уровень достигнутой свободы. Поскольку от зависимости нужно освобождаться, движение по шкале рассматривается сверху вниз, как это было сделано для предыдущей шкалы. В данном же случае речь идет о росте уровня свободы, следовательно, рассмотрение должно осуществляться снизу вверх.

Низкая оценка по этой шкале говорит о том, что человек распространяет свои представления о нормах только на себя и считает при этом, что другие люди самостоятельно должны делать то же самое.

Здесь необходимо пояснить, что представления о норме имеют разное наполнение в зависимости от оценки по шкале эгоцентризма. В данном случае, например, при высокой оценке по указанной шкале человек уверен, что другие люди так же, как и он, должны жить для удовлетворения своих потребностей. А сознательный человек в этом случае будет считать, что другие люди тоже должны быть сознательными и должны отвечать за свои поступки. Точно так же следует рассматривать любые другие сочетания этих оценок: первая оценка показывает содержание нормы, вторая – как она распространяется на других.

При повышении оценки у человека появляются соображения о том, что долженствование других людей должно чем-то обеспечиваться: им нужно напоминать, их нужно регламентировать и стимулировать. Фактически, речь идет о росте внутренней активности и сопричастности происходящему: если раньше другие люди в представлении такого человека должны были сами заботиться о собственной ответственности, то теперь он уже осознает, что без его участия в этом не обойтись. Он еще не готов действовать активно, но уже знает, что для этого можно сделать.

По мере приближения оценки к середине шкалы у человека меняется осознание своей роли в процессе обеспечения общественной стабильности. Теперь он точно знает, что нужно для этого делать, и даже начинает открыто выражать недовольство действиями других людей, когда затрагиваются его собственные интересы.

Качественный скачок происходит тогда, когда человек направляет свою активность на окружающих. Здесь он уже полностью осознал, что если не будет активно воздействовать на других людей, никакой стабильности и безопасности существования не будет. Правда, пока оценка еще далеко не ушла от середины шкалы, его активность выражается по большей части в виде претензий к другим людям, если они не соблюдают договоренности или не следуют общепринятым нормам.

Дальнейшее увеличение оценки приводит к тому, что доля активных действий человека, направленных на других, возрастает, а на смену претензиям приходит неудовлетворенность тем, что окружающие люди недооценивают его ответственность и его вклад в поддержание стабильности.

Наконец, высокая оценка по этой шкале говорит о том, что человек полностью взял на себя ответственность за окружающих людей и считает своим долгом требовать от них соблюдения норм. В этом случае можно говорить, что у такого человека сформировалось коллективное сознание, т.е. не только умение соблюдать договоренности и следовать общепринятым нормам со своей стороны, но и готовность требовать того же от окружающих людей.

Шкала социоцентризма

Как и эгоцентризм, эта шкала характеризует зависимость человека, но уже от общепринятых знаний. Соответственно, рассматривается она сверху вниз.

Высокая оценка по этой шкале означает, что человек полностью зависит от общепринятых представлений и не имеет своего мнения, не сомневается в правильности того, что ему навязывает общество. Такой человек догматичен, всегда лоялен к обществу и, в первую очередь, к людям, обладающим авторитетом, облеченным властью. Воспринимая правильность общепринятых представлений как непреодолимую силу, такой человек не берет на себя ответственность за верность своих и чужих суждений, предпочитает прикрываться авторитетными мнениями. Зачастую такие люди бывают эрудитами.

Снижение оценки указывает на то, что человек начинает подмечать отдельные неправильности, т.е. перестает слепо относиться к общепринятым представлениям, начинает понимать, что мнение большинства и истина – это не одно и то же. Внутренне он уже сомневается, но внешне все еще занимает соглашательскую позицию, вынужден идти на уступки, поступаться личным мнением.

Приближение оценки к середине шкалы говорит о том, что человек вырабатывает собственное мнение по ряду вопросов, отбирая среди множества авторитетных взглядов те, что ему ближе. Фактически, такой человек находит среди всего многообразия общепринятых представлений наиболее правильные и начинает опираться на них в своей деятельности. Несогласие такого человека начинает проявляться в виде критиканства, и он пытается утверждать собственное мнение, противопоставляя его мнению тех людей, которых считает равными себе.

Качественный скачок происходит тогда, когда человек начинает опираться на собственное понимание того, что правильно, а что – нет. Внешние критерии правильности у него заменяются внутренними.

Если оценка чуть ниже середины шкалы, это значит, что человек выработал для себя критерии неправильности по многим вопросам и способен уже самостоятельно ориентироваться в море знаний, отбирать те из них, с помощью которых он будет вырабатывать собственное мировоззрение. Знания его становятся уже внутренними, опосредованными собственным опытом, но они еще не обладают целостностью, недостаточно устойчивы. Дальнейшее снижение оценки – признак того, что теперь человек выработал для себя критерии правильности и на их основе строит собственное мировоззрение, повышает его устойчивость к внешним воздействиям.

Низкая оценка по этой шкале означает, что человек перестал зависеть от общепринятых представлений, выработал собственное устойчивое мировоззрение, имеет внутренние критерии правильности, не зависит от авторитетов и способен оригинально мыслить.

Шкала эгоизма

Характеризует готовность человека брать на себя ответственность как за правильность своих представлений, так и за правильность своих действий, а также уровень его активности в распространении на других людей того, что он считает правильным. Как и шкала нормоцентризма, эта шкала рассматривается снизу вверх. Здесь тоже по мере роста оценки меняются представления человека о том, как он должен действовать в обществе, и так же при переходе через середину шкалы происходит изменение качества: оценки ниже середины говорят о внутренней активности человека, выше середины – о внешней.

При низкой оценке по этой шкале человек считает, что для себя лично он знает, как должно быть правильно, а другие пусть разбираются с этим сами, т.е. его активность распространяется только на себя самого.

Здесь, как и при рассмотрении нормоцентризма, действует та же закономерность: оценка по шкале социоцентризма характеризует отношение человека к правильности (находит он ее в себе или в других), а уже оценка по шкале эгоизма показывает его готовность распространять эту правильность на других людей.

При повышении оценки человек перестает довольствоваться правильностью только для себя. Теперь он начинает задумываться об окружающих людях, о том, какой правильностью руководствуются они, считает, что среди людей должны быть лидеры, несущие правильные идеи в массы. Такой человек знает, как правильно должны жить другие люди, и готов давать им советы, не предполагая при этом собственного участия в их реализации.

По мере приближения оценки к середине шкалы человек все более полно понимает необходимость изменений в обществе и уже знает не только что нужно делать, но и как этого можно добиться. Качественный скачок происходит тогда, когда человек от рассуждений переходит к делу. В этот момент он начинает понимать, что для построения правильного общества нужно не призывать кого-то сделать это, а браться самому за реализацию правильных идей.

Оценка незначительно выше середины шкалы означает, что человек начинает активно воплощать идеи о правильности в жизнь. Для такого человека характерны действия в одиночку: он предпочитает не столько говорить, сколько делать, что зачастую приводит к «стягиванию одеяла на себя», недооценке значимости других людей в общем деле.

Дальнейшее повышение оценки говорит о том, что в реализацию идей о правильности такой человек начинает включать других людей, понимая, что для изменения общепринятых представлений нужна поддержка большинства. Высокая оценка показывает, что человек полностью взял на себя ответственность за правильность того, что происходит вокруг, и начал активно действовать. Он способен доходчивыми объяснениями вовлечь других людей в реализацию идей о правильном устройстве общества, а также умелыми и решительными действиями побуждать их идти за собой, становясь во главе этого движения.

Количественная оценка позиции

Согласно Позиционному Методу позиция может быть выражена через количество степеней свободы. Так, у человека на пассивной позиции Силы 0 степеней свободы, на позиции Логики – 1 степень свободы и на позиции Знания – 2 степени свободы. Если образно сравнить переход с позиции на позицию с выходом в пространство с соответствующим количеством координат, то можно составить представление о том, что стоит за каждой такой единицей.

Активная позиция Силы, как и позиция Логики, характеризуется 1 степенью свободы. Но следует особо подчеркнуть, что эти степени принципиально различаются. Если на позиции Логики степень свободы говорит действительно о свободе, то на активной позиции Силы речь идет об усилении зависимости. Вот почему данная степень свободы обозначается как отрицательная. И по той же причине руководители с высоким уровнем эгоцентризма оказывают негативное влияние на систему управления. Именно они называются негативными лидерами.

Для практических целей описания позиции человека степень свободы применяется успешно и давно, но все же это – достаточно крупный шаг измерения: если пользоваться только такими градациями, то теряются детали. На самом деле, степень свободы – это составная величина: чтобы перейти с одной позиции на другую, человек сначала должен освободиться от зависимости, а затем научиться пользоваться приобретенной свободой. И самое интересное заключается в том, что эти две составляющие в человеке – зависимость и свобода – вовсе не исключают друг друга. Например, открывается клетка (освобождение от зависимости), в которой человек сидел долгое время: казалось бы – свободен, а он настолько привык к неволе, что просто боится выходить (не в состоянии реализовать полученную свободу).

Собственно оценка позиции сводится к определению того, как соотносятся зависимости и свободы у тестируемого человека. Для этого значение оценки по каждой из 4 шкал теста интерпретируется особым образом.

Графическое изображение результатов группового анализа
Рис. 6. Графическое изображение
результатов группового анализа

Говорить об освобождении от зависимости или приобретении свободы можно тогда, когда оценка по соответствующей шкале переходит середину. На рис. 6 показано условное обозначение пары шкал, у каждой из которых одна половина закрашена, а другая нет. Закрашенная половина означает, что оценка по данной шкале находится именно здесь. Левая шкала в паре всегда оценивает зависимость: если в ней закрашена верхняя половина, то зависимость высокая, если нижняя – налицо освобождение от зависимости. Правая шкала в паре оценивает свободу: если в ней закрашена нижняя половина, то человек несвободен, может лишь рассуждать, но не готов к действиям, если верхняя – свободен и активно действует по отношению к окружающим людям.

Всего для каждой пары шкал существует 4 возможных сочетания полушкал, а для всех шкал, о которых шла речь, насчитывается 16 сочетаний. Каждое такое сочетание обозначается пиктограммой, которая графически отображает конкретное соотношение зависимостей и свобод (в правой части рис. 6 приведена одна из 16 пиктограмм с обозначением шкал). Фактически, тест “Позиция” относит оценки любого человека к одному из этих сочетаний. Это дает возможность утверждать, что множество людей с таким сочетанием полушкал образуют однородную позиционную группу, т.е. все они занимают сходную позицию по отношению к обществу, всем им свойственны сходные мотивы деятельности в тех или иных условиях, все они очень похоже реагируют на те или иные обстоятельства.

Таким образом, оценки, полученные с помощью теста «Позиция», позволяют отнести любого человека к одной из 16 групп, т.е. охарактеризовать его в аспекте присущих ему зависимостей и свобод. Это дает возможность понимать мотивы его деятельности и точно прогнозировать, как такой человек будет действовать при определенных обстоятельствах.


к следующей части текста