к предыдущей части текста

Позиционный Метод

Метод - это средство абстрактного уровня, структурирующее общественное сознание и привносящее упорядоченность в отдельные сферы бытия. Используя это средство, человек способен более адекватно воспринимать действительность и целенаправленно изменять ее в нужном ему направлении. Метод является фундаментом, на котором выстраиваются концепции и теории1. Они, в свою очередь, являются основанием для построения новых видов деятельности, дают возможность создавать новые технологии, с помощью которых эта деятельность может неоднократно воспроизводиться и тем самым широко распространяться, а также позволяют разрабатывать конкретные инструменты, посредством которых структурируется как восприятие, так и непосредственное воздействие на действительность.

Структурированность восприятия, которую обеспечивает метод, позволяет отделять ключевые явления от второстепенных, дает возможность разделять причины и следствия, позволяет сосредоточивать внимание на сущностных закономерностях, а не на поверхностных деталях.

Существует психологический тест, на примере которого легко понять, что такое структурированность восприятия. Человеку предъявляют картинку с изображением нескольких предметов или, например, набором слов. Задача заключается в том, чтобы проанализировать эти предметы или слова, понять, что их объединяет, и выделить тот элемент, который явно выпадает из общей группы. И, скажем, если на такой картинке изобразить малознакомые человеку предметы или написать редко употребляемые понятия, то далеко не каждый сможет справиться с этой задачей. Иначе говоря, решить эту задачу возможно только в том случае, если восприятие человека должным образом структурировано2.

Структурированность деятельности, которую обеспечивает метод, позволяет в конкретной ситуации правильно ставить перед собой цели, определять наиболее эффективный комплекс действий, формировать необходимую их последовательность и придавать им требуемый характер.

Для достижения любой цели человек, как правило, осуществляет ряд последовательных шагов, при этом каждый сделанный шаг обогащает его новым опытом, меняет его представления о последующих действиях. Сделав шаг, человек принимает решение о направлении следующего шага. И каждый раз он делает это на основании имеющихся у него представлений и полученных на предыдущем шаге результатов, делая выбор одного направления из нескольких альтернатив. И так до тех пор, пока не достигнет цели.

Так вот, человек, деятельность которого не структурирована, будет совершать множество бесцельных хаотичных действий, которые далеко не всегда приведут его к нужному результату. Иначе говоря, такой человек будет совершать приблизительные действия и получать приблизительный результат. О структурированности деятельности можно говорить в том случае, если у человека есть отчетливое представление о направлении, в котором он движется, критерии, с помощью которых он может судить об отклонении от этого направления, понимание приемов и способов реализации этой деятельности, позволяющее получать конкретный результат. Человек, деятельность которого структурирована, в описанной выше ситуации достигнет цели по наикратчайшему пути и, в конечном итоге, получит точный результат с минимальными потерями.

Вывод, который следует из вышесказанного, может показаться неожиданным, но метод - это не удел методологов и философов, а основа деятельности любого человека. Другой вопрос - насколько он осмыслен каждым конкретным человеком. И если осмыслен, то человек успешен в тех сферах деятельности, которые данный метод структурирует. Таким образом, метод позволяет не только осмыслять действительность на глобальном уровне, но и дает возможность осуществлять совершенно конкретные действия в конкретных ситуациях.

НВК «Позиция» разработала Позиционный Метод, посредством которого общественное сознание и общественная деятельность структурируются особым образом. В этом структурировании и заключается главное: как отдельно взятый индивид, так и общество в целом развиваются, переходя с позиции на позицию. И в обоих случаях процессы духовного развития строго закономерны и связаны между собой самый тесным образом: общество воспитывает индивида, а он, вырастая в духовном плане, начинает формировать общество. Здесь важно подчеркнуть, что закономерный характер означает возможность целенаправленного воздействия на процесс духовного развития.

С практической точки зрения наиболее важным является тот факт, что люди кардинально отличаются друг от друга именно тем, какую позицию они занимают. Эти отличия настолько существенны, что с созданием Позиционного Метода их попросту невозможно игнорировать. Образно говоря, обычно люди воспринимают друг друга как на экране черно-белого телевизора, а Позиционный Метод привносит в это восприятие цвет: то, что абсолютно не различается в градациях серого, в цвете выглядит настолько по-разному, что становится очевидным для каждого.

Выше уже говорилось о ключевой роли сферы управления. Так вот, Позиционный Метод позволяет среди всех управленцев выделить тех, кто способен думать самостоятельно, способен брать на себя ответственность как за правильность собственных действий, так и за действия окружающих людей. Эти люди наиболее эффективно способны разобраться во всем новом и реорганизовать собственную деятельность. По данным НВК «Позиция», такого рода способных людей в сфере управления около десяти процентов. Это значит, что если из всей сферы управления сконцентрировать усилия только на них, то можно повысить эффективность преобразований еще в 10 раз.

И это еще не все. На основе Позиционного Метода создана позиционная теория управления, в которой на качественно новом уровне осмыслена сущность управления. В результате такого осмысления были выработаны представления, позволяющие структурировать существующие подходы и технологии, созданы качественно иные управленческие технологии, а также введены в управленческую практику принципиально новые инструментальные средства - все то, на чем в первую очередь целесообразно сконцентрировать внимание самых способных управленцев.

Когда нужно разобраться в большом объеме разнообразной информации, на выручку приходят схемы. Правильно построенная схема – это глубоко осмысленное и свернутое знание, изложенное на уровне простых, но тщательно выверенных истин. Схемы не подменяют имеющиеся знания, но позволяют увязать их в единое целое. Понимание целого существенно облегчает понимание частного.

Трудно оценить, во сколько раз меньше усилий потребуется на освоение этими руководителями необходимых схем по сравнению с освоением всего многообразия знаний об организации управления, но если взять самую осторожную оценку, то и здесь можно говорить о десятикратном выигрыше.

Таким образом, если руководитель предприятия при проведении преобразований будет заниматься не всем сразу, а сконцентрирует свои усилия на организации системы управления, если при этом он выделит в ней самых способных руководителей и начнет формировать у них целостные представления о сфере управления, все это потребует от него в 1000 раз меньше усилий, чем при “традиционном” всеохватном подходе.

В любом случае Позиционный Метод открывает широкие возможности для осуществления целенаправленной работы по организации эффективного управления на предприятии и позволяет делать это настолько динамично, насколько полно руководитель предприятия возьмет на вооружение предложенные позиционные подходы.


к следующей части текста